Походы
  Заветное местечко
  Разное

Рекламка
(доска объявлений)
Купи фотку
Продай фотку
Кулинария микро
 
 
 
Мой Мир

А.П.Сигалёв
Зарисовка (девятая).
О узкоколейных железных дорогах.
О паровозе.

Паравоз начала 1950-х годов
    В 1924 году на всю страну гремело название городка - Шатура. В этом городке была построена и введена в строй электростанция, работающая на торфе. На осушенных болотах с разработанных массивов торфяных полей торфяная крошка вручную собиралась и складывалась в штабеля, напоминающих египетские пирамиды и транспортировалась затем по временным узкоколейным железным дорогам на станцию, где и сжигалась в топках.
Несколько высоких широких металлических труб день и ночь, год за годом отчаянно дымя, засыпали окрестности пеплом. Дым из труб был виден в деревне Софрякове за 15 километров от Шатуры. Зимой белого снега на большой территории от электростанции не было.
Заготовка торфа для электростанции была работой сезонной. Основную массу рабочей силы составляли мобилизованные на эту работу молодые женщины из Чувашии, Мордовии и других республик. Местное население называло их торфушками.
Торфяные штабели часто самовозгорались и на торфяных полях происходили пожары. Штабели перелопачивались, а все окрестности заволакивались дымом.
Рабочие жили в бараках, построенных при строительстве электростанции. Это были длинные, низкие деревянные строения, где без всяких удобств размещались рабочие. Бараки группировались, как - бы в микрорайоны и имели собственные названия.
Две моих родных сестры, позднее, жили в них, а учились в медучилище. Условий для учёбы не было, даже лекции записывали на газетах. После окончания училища, их направили на работу в разрушенную войной Псковскую область Ныне младшей сестры в живых уже нет, а старшая сестра в возрасте 95 лет, к счастью, жива.
Я в этих общежитиях бывал, пишу по воспоминаниям. Шли уже военные, послевоенные годы, а бараки всё существовали.
Вырабатываемая станцией электромощность направлялась по двум ЛЭП на Москву. Одна из них была на мощных высоких металлических опорах, провода крепились к гирляндам из стеклянных изоляторов. Постоянно ЛЭП находилась под мощным напряжением, так как от опоры ощущалась вибрация. Вторая ЛЭП рамной конструкции была из деревянных составных деталей.
Тропинка из Софрякова в школу пролегала через лесок, пересекая линии ЛЭП. Нас ребятишек интересовала ЛЭП на металлических опорах. Поднимаясь по металлическим конструкциям вверх к самым проводам, мы оттуда запускали бумажные самолётики, соревнуясь, чей дальше улетит.
Занятие было смертельно опасное. Никто нас не контролировал, а сами были ещё малы и не понимали опасности.
За короткий срок электростанция сработала запасы торфа в ближайшей округе.
Была построена узкоколейная железная дорога Шатура - Орехово - Зуево. Была внедрена гидромеханизация, заменившая фрезерный способ добычи топлива.
Во время войны электростанция с воздуха была хорошо защищена. В нашей местности между деревнями Софряково и Васютино в поле стояли зенитные орудия. Несколько раз при пролётах немецких самолётав из орудий по ним открывался огонь. Высоко в небе от разрывов снарядов возникали тёмные пушистые облачки дыма. Были погони наших игрушечных истребителей за огромными немецкими самолётами, была слышна стрельба из пулемётов: трата - та, трата - та.
Широкое использование узкоколейки Шатура - Орехово - Зуево летней порой, припомнить не могу. Зимней порой поездки в Орехово – Зуево с картошкой хорошо помню. Её родимую, укутанную в разное тряпьё, грузили на санки, привязывали верёвочками и ночью вместе с другими людьми отправлялись на станцию Белавино. Там мы забирались в вагон. Посреди вагона стояла печка - буржуйка, сделанная из железной бочки. Топили её обрезками деревянных досок. В вагоне стояли скамейки и было тепло.
Расстояние в 40 километров поезд преодолевал, примерно, за 5 часов. После приезда в город, какими – то закоулками добирались до рынка. Видимо, торговец из меня был плохим, покупатели были почти нищими, картошку я им продавал по низкой цене. Вечером этим же поездом, ехали обратно домой.
Фотоаппарат ФЕД я приобрёл, как только стал работать. Было это во второй половине 1952 года, или в первой половине 1953 года. Снимок паровоза сделан на станции Белавино. Эти сведения предположительные.
В настоящее время дороги Белавино - Орехово-Зуево нет. В соперничестве со временем она не выдержала и канула в вечность.
Массовое осушение болот приводит к экологическим катастрофам - к пожарам торфяников, которые трудно ликвидировать. Эти экологические катастрофы происходят часто на обширных территориях.

В настоящее время Шатурская электростанция, модернизированная, по-прежнему в строю, две высокие железобетонные трубы, над которыми вьётся лёгкий белый дымок, показывает, что станция работает на газе. От станции широко шагают, неся энергию потребителям, уже три ЛЭП. На бывших осушенных площадях широко раскинулись садово - дачные постройки горожан.
Пейзаж изменился до неузнаваемости. Бывшие колхозные поля заросли лесом. Хорошо это или плохо? Не знаю.

Март 2015 года

© Сигалёв Алексей Петрович
размещено с разрешения автора